It is difficult to get a man to understand something when his salary depends upon his not understanding it. Upton Sinclair.

Everyone is entitled to his own opinion, but not his own facts. Daniel P. Moynihan

Reality has a well-known liberal bias. Stephen Colbert.

пятница, 28 сентября 2012 г.

Претензии к лекции ректора Российской экономической школы


На прошлой неделе ректор РЭШ прочем в лектории Политехнического музея лекцию «Зачем нужна макроэкономика». На сайте slon.ru опубликованы тезисы лекции (уже две части здесь и здесь, но, видимо, будет еще). У меня к лекции в том виде, в каком она предстает в достаточно подробных тезисах, есть довольно, на мой взгляд, серьезные претензии. Обещаю, что их поймет и согласится с ними любой человек, знакомый с макроэкономикой хотя бы только на уровне здравого смысла.

 1) Лектор так характеризует нынешний кризис: « Сегодняшний кризис – обычный кризис, он чуть больше, чем предыдущий, но намного меньше, чем Великая депрессия». Кризис начался в 2008 г. Сам лектор прогнозирует, что все вернется в норму к 2018 г. Кризис длиной в 10 лет - обычный кризис?! Такие разве бывали после Великой депрессии?

2) Если почитать/послушать лекцию, то можно понять, что экономисты будто бы пришли к единому мнению об истоках и причинах кризиса. Однако в США до сих пор идут жаркие дискуссии по этой теме. Лектор не счел нужным сообщить ни о самом факте дискуссий, ни о том, какие высказываются точки зрения.

3) Лектор не счел нужным упомянуть также, что один из вопросов, который обсуждается – это почему современная экономическая наука не смогла предсказать кризис.  Незнакомые с положением дел в современной макроэкономике могут предположить, что требую я слишком многого – ну в самом деле, нельзя же уметь все предсказывать? Экономисты – не прорицательницы Ванги. Но тут есть один принципиальный момент. Цитируемый в лекции лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Лукас в 2003 г. в своей речи на съезде Американской экономической ассоциации в качестве ее президента утверждал, что проблема предотвращения крупных кризисов практически решена. Иными словами, экономисты не смогли предсказать возникновение кризиса не потому, что это было сделать невозможно, а потому что в своем теоретическом, как выяснилось, ослеплении пребывали в уверенности, что периоды значительных пертурбаций экономике уже не грозят.

К сожалению, я не смог посетить лекцию, хотя планировал и даже заготовил вопросы. Один из них был такой: какие принципиальные изменения в преподавании экономической науки, с вашей точки зрения, должны быть внесены в РЭШ в результате осмысления причин кризиса и опыта выхода из него? Опубликованные тезисы дают мне «однозначный» ответ: все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо.


Комментариев нет:

Отправить комментарий