It is difficult to get a man to understand something when his salary depends upon his not understanding it. Upton Sinclair.

Everyone is entitled to his own opinion, but not his own facts. Daniel P. Moynihan

Reality has a well-known liberal bias. Stephen Colbert.

вторник, 27 ноября 2012 г.

О Финляндии, но и о США и России

Если сегодня спросить любого россиянина, что приходит на ум, когда упоминается о Финляндии, то первым, скорее всего, всплывет уже не сауна, а то, что в Финляндии "отнимают" детей у живущих там россиянок. Вспомнят ли американцы про сауну в разговоре про Финляндию - не скажу, но те из них, горизонты которых выходят за пределы США настолько, чтобы обсуждать другие страны, первым делом, почти наверняка, заговорят о системе образования этой страны. О том, в чем загадки успехов финской системы образования, сегодня в США пишет много и без столь знакомой нам фанаберии.

Финская система образования признана в мире одной из лучших, а, согласно исследованию, предпринятому под эгидой The Economist Intelligence Unit, она поставлена на первое место. По тому же рэнкингу США поставлены на 17-е место, а Россия на 20-е. В прошлом обе страны числились лидерами в благодаря своим достижениям в сфере образования. Так что, неудивительно, почему проблемы развития системы образования сегодня активно обсуждаются не только у нас, но и в Соединенных Штатах. 

Но вот что интересно: скажем, на том же радио "Эхо Москвы", где этой теме уделяется немало внимания, если не ошибаюсь, опыту соседней Финляндии не было посвящено ни одной передаче (если ошибаюсь, то буду только рад), хотя, наверное, он заслуживает не одной передачи, а целой серии передач, как, впрочем, и разговор о лучших системах образования в других странах. Назову состав первой 10: Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Канада.

Какая же она, система образования в Финляндии? Американский сайт Business Insider выделил следующие ее характеристики:

  • финские дети не поступают в школу раньше 7 лет;
  • в течение первых шесть лет учебы им не ставятся оценки;
  • в финских школах организуется только один обязательный стандартизированный тест-экзамен;
  • на протяжении почти всей учебы в школе им не задаются домашние задания;
  • все дети вне зависимости от уровня развития интеллекта обучаются совместно;
  • максимальная численность учеников в классах, где изучаются естественные науки, 16 человек с тем, чтобы все ученики имели возможность поучаствовать в лабораторной работе;
  • общая продолжительность переменок - 75 минут, в США - 27;
  • ежедневная учебная нагрузка учителей - 4 часа;
  • все учителя должны иметь степень магистра, получение которой полностью субсидируется;
  • в школы допускаются только те выпускники университетов, которые были среди 10% лучших;
  • в 2010 г. на 660 мест учителей в начальной школе претендовали 6600 человек;
  • в 2008 г. средняя заработная плата школьного учителя составляла 28 000 ам. долл., в США - 36 000;
  • школьные учителя с 15-летним стажем в среднем получают 102% от зарплаты выпускников университетов с тем же стажем, но других профессий;
  • зарплата учителя устанавливается вне зависимости от оценки его/ее работы;
  • учителя имеют тот же статус, что юристы и врачи;
  • в Финляндии почти столько учителей, сколько в Нью-Йорке, но учеников вдвое меньше (600 000 против 1,1 млн.);
  • учебная программа устанавливается школами индивидуально, поскольку госстандарты носят самый общий характер;
  • деньги решают не все - в среднем на одного студента в Финляндии затрачивается на 30% меньше, чем в США;
  • школьное образование на 100% финансируется из бюджета;
  • различия между сильными и слабыми учениками по результатам учебы - наименьшие в мире;
  • 30% детей, пока они учатся в школе, получают дополнительную помощь;
  • 93% финских детей заканчивают школу - это на 17,5% больше, чем в США;
  • 43% школьных выпускников поступают в ПТУ;
  • 60% оканчивающих школы поступают в колледж;
  • в заключении очень интересный момент: США по размерам и демографии сильно отличаются от Финляндии, но схожая по этим параметрам Норвегия, в которой принята американская система образования близкая к американской, стоит в рэнкинге неподалеку от США - на 26 месте.
Знакомясь с этими чертами финской системы образования, нетрудно увидеть, что кое-что практиковалось и у нас в позднесоветское время учителями-новаторами. Сегодня движущей силой в реформе образования выступает Высшая школа экономики. Ее идеология и в этой сфере, насколько можно судить, определяется общей неолиберальной идеологией, которая принята ею на вооружение в целом и незаметно для незнающей публики проталкивается в жизнь. То, что сегодня со скрипом осуществляется реформаторами из ВШЭ, неизбежно приведет к серьезному расслоению сферы образования по имущественному (или, если хотите, по классовому) признаку. При всех недостатках советской системы образования то, что нам предлагается сегодня, на ее фоне - очевидный регресс.




Комментариев нет:

Отправить комментарий