It is difficult to get a man to understand something when his salary depends upon his not understanding it. Upton Sinclair.

Everyone is entitled to his own opinion, but not his own facts. Daniel P. Moynihan

Reality has a well-known liberal bias. Stephen Colbert.

пятница, 7 декабря 2012 г.

10 способов уменьшения экономического неравенства в США

За прошедший год американцы могли многое узнать о растущем в США неравенстве в доходах и богатстве. Вчера в блоге Wonkblog были суммированы высказанные взгляды на то, каким образом можно было бы решить эту проблему. Подчеркну, что речь в данном материале идет не о ликвидации неравенства, а о его уменьшении, именно это вызывает беспокойство среди экономистов и политиков - ключевой момент, который у нас часто не понимается. Несколько слов о  Wonkblog'е. Он - один из самых информационно насыщенных, аналитически ярких и читаемых в американской бизнес-блогосфере. Размещен блог, что показательно, на сайте газеты американского политического истеблишмента  The Washington Post.

Вот 10 способов уменьшения экономического неравенства от Wonkblog'a:

1) Облегчить создание профсоюзов и вступление в них. Исследования показывают, что в странах с сильным и деятельным профдвижением уровень социально-экономического неравенства ниже. Профсоюзам удается выторговать более выгодные размеры заработной платы. В странах, где есть влиятельное профдвижение, у власти могут находиться более левоориентированные правительства, проводящие более активно политику перераспределения доходов.

2) Ослабление доллара. Американская промышленность проигрывает конкурентам из развивающихся стран, так как в последних уровень оплаты работникам существенно ниже. Это приводит к закрытию предприятий в США и сдерживанию роста оплаты труда. Повышению порога на пути импорта из стран, вроде Китая, с дешевой рабсилой, способствовала бы некоторая девальвация американского доллара, которая удешевила бы экспортные товары и сделала более дорогими импортные.

3) Проведение иммиграционных реформ, которые могли бы снять барьеры, препятствующие переезду в США из других стран специалистов определенного профиля, услуги которых стоят дорого (врачей, юристов, инженеров). Наряду с облегчением лицензирования работы таких специалистов в США, это могло бы привести к созданию более конкурентного рынка среди них с соответствующим снижением размеров их зарплат. В результате можно было сдержать рост затрат на программы типа Medicare, в которых значительная доля роста расходов приходится как раз на оплату специалистов, произошло бы выравнивание в уровнях доходов между представителями разных профессий.

4) Федеральная резервная система (ФРС) - американский центральный банк - в соответствии с официальным мандатом призвана контролировать уровень инфляции и безработицы в стране. В последние десятилетия ФРС больше внимания и сил уделяло именно ограничению темпов инфляции в ущерб задаче уменьшения безработицы (ФРС в некризисной экономической обстановке, повышая учетные ставки, т.е. делая деньги более "дорогими", замедляет рост, что приводит к уменьшению инфляции, но и к увеличению безработицы, а когда она снижает учетные ставки, это позволяет  компаниям наращивать производство, открывать новые рабочие места, но в разгоряченной экономике начинает подрастать инфляция). Поскольку основополагающим средством борьбы с неравенством в доходах и богатстве, само собой, является снижение масштабов безработицы, то ФРС могло бы выровнить нарушенный некогда баланс между двумя своими основными задачами и приложить больше усилий, нацеленных на увеличение занятости.

5) Реформирование законодательства об интеллектуальной собственности могло бы ограничить монопольные права обладателей патентов и копирайта, что позволило бы увеличить конкуренцию и снизить стоимость товаров и услуг для потребителей. Только в фармацевтической сфере США существующая система патентов обходится американцам в 230 млрд. долл. в год.  Традиционным возражением такому реформированию служат те соображения, что оно ослабит инновационную энергию компаний, которые рассматривают жесткую защиту интеллектуальных прав собственности как способ компенсации за вложения в НИОКР. Однако последние исследования, например, подготовленные специалистами Федерального банка в Сант-Луисе, показывают, что нынешние патентные права в малой степени, если вообще, стимулируют инновационную деятельность.

6) Ослабление или устранение лицензионных барьеров, которые воздвигло государство в достаточно массовых профессиональных сферах, к примеру, в "парикмахерстве". Один исследовательский центра, изучавший эту проблему, составил список из 102 профессий, которые в среднем предполагают, согласно госправилам, для получения такой лицензии девять месяцев учебы, оплату в размере 200 долл. и прохождение одного экзамена. Этот лицензионный барьер препятствует более широкому доступу людей из низкодоходных групп населения к профессиям, которые позволили бы им повысить свое материальное благосостояние.

7) Смягчение ограничений на жилищное строительство могло бы увеличить предложение на рынке жилья и снизить на нем цены. Примером такого ограничения служит местный закон, действующий в американской столице, который запрещает строительство высоких зданий, тем самым не позволяя эффективно увеличить жилищный фонд города и подстегивая уровень цен на квартиры.

8) Увеличение размеров выплат в рамках программ социальной поддержки малодоходных слоев. Германия и Великобритания в сравнении с США имеют более высокий уровень неравенства в доходах до уплаты налогов и социальных выплат, но более низкий после налогов и выплат. Учитывая, что обе страны имеют более регрессивную, чем США систему налогообложения, это означает, что снижения уровня неравенства достигается за счет более крупных социальных выплат. К примеру, нынешнее консервативное правительство Великобритании обеспечило принятие законодательства, по которому максимальный размер всех социальных выплат одному домохозяйству не должен был бы превышать 42 000 долл. (это чуть меньше годового медианного дохода в США), т.е. сумму совершенно немыслимую по американским стандартам социальной помощи. В частности, можно было бы реализовать идею гарантированного минимального дохода, которую в разной форме поддерживали даже такие консервативные деятели как Милтон Фридман и Чарльз Мюррей, а во времена администрации Никсона не хватило буквально немного для принятия соответствующего законодательства (о любопытной идее гарантированного дохода можно прочитать здесь и здесь).

9) Увеличение финансирования программ дошкольного образования, в рамках которого закладываются необходимые основы для успешного освоения учебных программ и освоения правил социального поведения. Уже с детства может формироваться разрыв в навыках между детьми из богатых и небогатых семей, который затем проявиться в различных уровнях доходов.

10) Последний способ ограничения неравенства, упомянутый в материале Wonkblog'а, выглядит достаточно экзотичным на первый взгляд - исключение свинцовых компонентов из химического состава красок, использующихся в быту. Дело в том, что свинец оказывает крайне пагубное воздействие на работу головного мозга и может в конечном итоге снижать интеллектуальные возможности детей и провоцировать развитие у них асоциального поведения. Есть исследования, которые доказывают, что наблюдаемый в США с 70-х гг. процесс сокращения уровня преступности на 90% связан с борьбой с содержанием свинца в материалах, применяемых в домохозяйствах (об этих исследованиях можно прочитать здесь). Тем американцам, которые вовлекаются в преступную среду с молодости и даже детства, оказывается сложно получить нормальное образование и потом найти достойную работу, что вносит свой вклад в разрастающееся неравенство.

Итак, для уменьшения масштабов социально-экономического неравенства в США не требуется никакого штурма Белого дома и экспроприации экспроприаторов. Мне показалось полезным столь подробно остановиться на посте из Wonkblog'а именно для иллюстрации простой мысли - решение проблемы неравенства, которое широко обсуждается в США различными политиками и специалистами, ни в малейшей степени не предполагает никаких революций и даже масштабного перераспределения богатства реформистскими методами. Инерционно-кислое  отношение в среде наших "думающих людей" к проблеме неравенства во многом проистекает от принципиального незнания того, как она ставится в развитых странах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий